Янтарь, окаменевшая смола деревьев, использовалась в древнем мире для изготовления ювелирных изделий и декоративных предметов. Главным источником был балтийский регион, где янтарь, известный минералогам как сукцинит, вымывался на пляжи, где и собирался. Помимо своих эстетических качеств и легкости обработки, янтарь для многих древних народов обладал таинственными качествами. Люди наделяли его магическими свойствами способными защитить владельца от зла и лечить болезни.
Происхождение и Мифы.
Янтарь использовался культурами древнего Средиземноморья в основном родом из Балтийского региона, хотя его так же находили в северной Европе и на Сицилии. Существовали различные мифы, объясняющие, откуда взялся этот удивительный материал, особенно один пересказанный Овидием.
По легенде янтарь был не чем иным, как кристаллизовавшимися слезами Климены и ее дочерей, которые в своем горе превратились в тополя после трагической смерти Фаэтона. Лихой юный сын Климены потерял контроль над солнечной колесницей своего отца, бога Солнца Гелиоса, когда попытался проехать на ней по небу. Чтобы земля не была опалена падающим солнцем, Зевс был вынужден ударить Фаэтона одной из своих молний.
Другие древние писатели утверждали, что янтарь — это застывшие лучи солнца, каким-то образом затвердевши при ударе о землю. Какими бы красочными ни были эти истории и объяснения, сами древние, возможно, принимали их как сказку, как и мы сейчас. Таким авторам, как Аристотель догадывались, что янтарь это «отвердевшая смола», а многие мифы о янтаре связаны с деревьями, так что в любом случае сказка была недалека от истины.
Несколько позже, в 1 веке н. э., римский писатель Плиний Старший попытался классифицировать и описать все драгоценные камни и материалы в своей «Естественной истории». В книге 37, главы 11-12, он довольно подробно описывает Янтарь. Он отмечает, что это относительно распространенное вещество, которое часто продается. Он изо всех сил пытается придумать причину, почему именно она популярна: «роскошь до сих пор не была причиной его использования».
Он пренебрежительно относится к мифу о Фаэтоне, повторяемому греческими авторами от Эсхила до Еврипида и о многих других небылицах тоже. Он знал, что янтарь происходит из сосен, что, по его словам, это очевидно, если янтарь подвергнуть воздействию огня, то распространится запах сосны.
Он также знал, что первоначально Янтарь был в жидком состоянии из-за насекомых, иногда видимых внутри крупных кусков. Он не понимал, как и почему происходит окаменения, а скорее объяснял отверждение смолы как процесс, каким-то образом выполняемый морем.
Свойства янтаря.
Янтарь относительно мягкий и поэтому был идеальным материалом для огранки и резьбы, изготовления бисера и других форм ювелирных изделий. Древние ювелиры из бронзового века те уже были весьма искусны в работе с гораздо более твердыми полудрагоценными материалами, такими как сердолик и гранат, поэтому янтарь не представлял особого вызова их способностям.
Янтарь также имеет то преимущество, что его можно отполировать для получения привлекательного блеска. Одним из существенных недостатков материала является то, что он подвержен деградации. Увядая с течением времени от воздействия воздуха, янтарь становится непрозрачным, и поэтому многие образцы древнего янтарного искусства сегодня не выглядят столь впечатляюще, как тогда, когда они были созданы.
Многие древние народы рассматривали янтарь как несколько мистический материал, способный каким-то образом защитить владельца. Использование амулетов именно с такой целью было особенно распространено в Древнем Египте и Греции.
Считалось, что янтарь не только защищает от несчастий, но и обладает целительной силой. Например, на римских кладбищах, особенно в северо-западных провинциях, часто встречаются детские захоронения, содержащие янтарные бусины, которые, вероятно, использовались в качестве амулетов.
Плиний отмечает в своей «Естественной истории», что некоторые люди верили, что янтарь может помочь с проблемами, особенно связанными с миндалинами, ртом и горлом, а также психическими расстройствами и проблемами мочевого пузыря. Янтарь даже измельчали и смешивали с розовым маслом и медом для лечения глазных и ушных инфекций.
Учитывая, что янтарь, в конце концов, является природным веществом и что он содержит янтарную кислоту, которая использовалась в лекарствах до использования антибиотиков, возможно, древняя вера в его лечебные свойства не так уж бессмысленна.
Наконец, древние заметили, что янтарь, будучи натерт тканью, способен притягивать к себе легкие предметы, такие как сухие травинки или пшеничная мякина. Это было еще одно качество, которое добавляло загадочности и очарования янтарю.
Самые ранние янтарные мастерские в Прибалтике датируются периодом неолита.
Янтарь путешествовал по Европе, в основном благодаря германским и центрально-европейским племенам, которые желали обменять его на металлы.
Морские торговцы, такие как финикийцы, греки и карфагеняне, помогали распространять янтарь еще дальше. Янтарь двигался вниз от Балтийского моря через реки из Западной Ютландии через Германию и вниз по долине реки По в северной Италии до самого Адриатического моря. Оттуда он был перевезен морскими торговцами на Ближний Восток. Древние янтарные бусины также были найдены в северной и центральной Франции, а также на Пиренейском полуострове.
Артефакты, сделанные из этого материала, были обнаружены в таких местах бронзового века как Угарит, Атчана, Минойский Крит (реже) и микенские города (особенно Фивы). Анализ янтаря, найденного в микенских шахтных могилах, показывает, что он в основном пришел из Прибалтики, и аналогичные тесты показали, что многие куски янтаря, найденные на Ближнем Востоке, пришли из микенских мастерских.
Янтарные бусины, найденные на кораблекрушении Улу-бурун бронзового века, также свидетельствуют о торговле янтарем в этот период.
Возможно, из-за своей редкости вдалеке от его источника, янтарь особенно ценился на Ближнем Востоке, где он в значительной степени стал символом королевской власти и статуса.
Жрецы были еще одной группой людей, которые носили янтарь как знак отличия. Янтарь является более редкой находкой в Древнем Египте, но янтарные украшения из бисера и кольца были найдены в нескольких гробницах.
На протяжении железного века, на восточном побережье Италии процветало производство янтарных изделий.
Вилланова и Веруккио были еще одним производственным центром с 9-го века до н. э.
Янтарные изделия являются общей чертой архаичного греческого искусства, но этот материал, по-видимому, вышел из моды к классическому периоду. Центральная Италия продолжила свое производство янтаря с этрусками, производящими ювелирные изделия и небольшие фигурки животных и людей из этого материала.
Римляне обеспечили возвращение янтаря через Средиземное море. Ценный и снова модный янтарь ввозился, как и прежде, через реки Германии. Германские племена не просто торговали сырьем, они создали свои собственные мастерские, чтобы торговать уже готовыми изделиями с Римом.
Аквилея в центральной Италии, в частности, стала известным центром производства между 1-м и 3-м веком н. э. Из янтаря изготавливали ювелирные изделия, статуэтки, ручки и даже небольшие сосуды и кубки. То, что некоторые куски янтаря могли стоить дорого, подтверждается Плинием Старшим, писавшим в своей «Естественной Истории», что маленькое изображение человека, изготовленное из янтаря, продаётся дороже живого человека с крепким здоровьем.
Использование янтаря у римлян уменьшилось с 3-го века н. э., но он все еще широко использовался в Балтийских регионах.