Эсхил (около 525 — 456 гг. до н.э.) это один из великих драматургов, — авторов греческой трагедии классических Афин 5-го века до н.э. Известный как «отец трагедии», он написал ок. 90 пьес, половина из которых выиграла на больших афинских фестивалях греческой драмы. Возможно, его самая известная работа — «Прометей прикованный», в которой рассказывается миф о титане, наказанном Зевсом за то, что он похитил и отдал людям огонь. Все его сохранившиеся пьесы до сих пор ставятся в театрах по всему миру. Говорят, что Эсхил, будучи новатором жанра, называл свои произведения: — «лакомые кусочки с пира Гомера».
Жизнь Эсхила
В 5-м веке до н.э. Афины были благословлены тремя великими трагиками: Эсхилом, Еврипидом (около 484-407 гг. до н.э.) и Софоклом (около 496-406 гг. до н.э.). Старшим из трех был Эсхил. Он родился в Элевсине примерно в 525 году до нашей эры. Древние источники утверждают, что семья принадлежала к аристократии. Пережив персидские войны, Эсхил почти наверняка участвовал в таких знаменитых и решающих битвах, как Марафон и в битве при Саламине. Его брат Кинегир (Кинегейрос) был убит в первом сражении, а другой его брат Амейниас сражался во втором.
Автоэпитафия Эсхила говорит о том, что он сражался при Марафоне:
Евфорионова сына Эсхила Афинского кости
Кроет собою земля Гелы богатой зерном;
Мужество помнят его Марафонская роща и племя
Длинноволосых мидян, в битве узнавших его.
Этот опыт и трансформация политической структуры Афин, вставших на путь демократии, оказали большое влияние на творчество драматургов.
Другие фрагменты биографии, дошедшие до нас с древности, показывают, что Эсхил когда-то подвергался судебному преследованию за раскрытие деталей тайного культа элевсинских мистерий, но сумел доказать свою невиновность. Где-то после 458 г. до н.э. Эсхил отправился на Сицилию, посетив Сиракузы, и около 456 г. до н.э. он умер на острове в городе Гела. Пьесы Эсхила уже были признаны классическими, и их публичное исполнение пользовалось особыми привилегиями. Его сын Эвфорион и племянник Филокл сами по себе стали известными драматургами.
Эсхил — новатор
Греческая трагедия обычно исполнялась на важных религиозных праздниках, таких как Дионисия, где три драматурга написали по три трагической пьесы и одной сатирической, чтобы побороться за приз.
Трагические пьесы были ограничены определенными условностями: тема почти всегда была мифологической с элементами религии и семейных дел, количество актеров, которые могли играть говорящие роли, было ограничено (хотя они могли играть несколько персонажей), хор состоял из 12 или 15 певцов, и все актеры были мужчинами в масках.
Эсхил, по словам Аристотеля, был ответственен за добавление второго актера для второстепенных ролей, и, добавляя больше диалогов в свои пьесы, он выжимал больше драматизма из старых историй, столь знакомых его аудитории. Эсхил также считается первым, кто использовал эккиклему, подвижную площадку или платформу, используемую для смены декораций сцены, и подъемное устройство, используемое для подъема актеров. Он также был известен своим экстравагантным дизайном костюмов и использованием ярких образов.
Сюжеты пьес Эсхила иллюстрируют, что нет спасения от дурных поступков предков и божественного возмездия. Другими темами, которые привлекали Эсхила, были конфликты между личностью и государством, между людьми и богами, а также борьба со старым врагом — «Временем». Еще одна нить, проходящая через творчество Эсхила, — это его размышления об угрозе разуму и убеждениям, которую несет с собой насилие.
Поскольку пьесы подавались на конкурс группами (три трагедии и сатирическая пьеса), Эсхил часто связывал тему между пьесами, создавая продолжения, которые следовали за несколькими поколениями одной семьи. Одной из таких тематических трилогий является «Агамемнон«, «Носители возлияния» (или «Хеоефори») и «Фурии » (или «Эвмениды«), известные под общим названием «Орестея«. Эта модель трилогии была скопирована современными и более поздними драматургами и помогла Эсхилу заслужить репутацию основателя греческой трагедии, какой мы ее знаем сегодня.
Эсхил написал от 70 до 90 пьес, из которых шесть или семь сохранились полностью вместе с различными фрагментами других. Его первая пьеса была представлена примерно в 499 году до нашей эры, а свою первую из 13 фестивальных побед он одержал в 484 году до нашей эры.