Амос указан как один из двенадцати малых пророков в еврейской Библии. Амос был одним из первых, кто изложил свои «видения» в письменном виде.
Два царства
Около 1000 г. до н.э. во время правление царя Давида и царя Соломона была создана единая монархия, объединившая двенадцать колен Израилевых. После восшествия Соломона на престол он построил первый постоянный каменный храм в Иерусалиме. Однако для этого он привлекал рабочую силу из племен, что в конечном итоге делало его похожим с Египетским фараоном. Он также разрешил идолопоклонство в стране, — его многочисленным женам было разрешено строить храмы и святилища своим собственным богам.
После смерти Соломона десять племен обратились к его сыну с просьбой прекратить призыв на военную службу, но тот отказался. В ответ эти десять колен под предводительством человека по имени Иеровоам отделились и поселились на севере Израиля. Два колена, Вениаминово и Иудино, остались на юге. В течение следующих нескольких столетий Северное Израильское царство и Южное Иудейское царство иногда объединялись для борьбы с иностранными захватчиками, но также они сражались и друг с другом.
Амос был из Иудеи, но он трудился в Израильском Царстве, особенно в городах Самария и Вефиль. Амос был призван проповедовать в Вефиле, потому что у северных царей там был храм, в котором находилась фигура золотого тельца, смешивая традиции с идолопоклонством. Однако первосвященник Амасия донес на него царю Иеровоаму II, и ему пришлось бежать на юг. Возможно, именно тогда он решил записать свои «видения» на благо других.
В период строительства империи ассирийцы, наследники древних частей Месопотамии, двинулись на запад и завоевали Северное Израильское царство в 722 году до нашей эры. Ассирия изгнала израильтян из этого района и отправила их на восток. Именно тогда десять племен Северного царства были потеряны для истории. Следующая возникшая империя, «Нео-Вавилоняне», завоевала Иерусалим и разрушила Храм Соломона в 587 году до нашей эры.
Роль пророков
Основной темой всех книг Пророков было объяснение того, почему произошли все эти бедствия. Были ли боги ассирийцев и вавилонян могущественнее Бога Израиля? Пророки коллективно возложили вину на грехи людей. Великим грехом было допущение идолопоклонства и пренебрежения заповедями. Бог оставался величайшим богом во вселенной, но он использовал богов (силы) ассирийцев и вавилонян, чтобы наказать и дисциплинировать Израиль. Однако пророки также несли послание надежды: в будущем Бог вмешается в историю человечества и восстановит справедливость в последние дни. Амос постоянно называл это время «днем Господним» или «днем суда» для грешников.
Труды Амоса возвысились по нескольким причинам, среди которых были, — осуждение северных царей Израиля, предсказание падения Иерусалима и критика экономической несправедливости.
Темы и учения Амоса
Часть Толкований Амоса представляют собой серию пророчеств Бога против городов, которые были соседями Израиля: Дамаск, Газа, Тир, Едом, Аммон, Моав. Все эти города были виновны в идолопоклонстве и угнетении израильтян. Однако Бог накажет Израиль и за грехи Иудеи:
Так говорит Господь: за три преступления Иуды и за четыре не пощажу его, потому что отвергли закон Господень и постановлений Его не сохранили, и идолы их, вслед которых ходили отцы их, совратили их с пути. И пошлю огонь на Иудею, и пожрет чертоги Иерусалима.
(Толкование Амоса 2:4)
Амос описал Бога как нравственного, поскольку на него не могло повлиять ничего, кроме праведности верующего. Как Бог справедливости, Бог требует правильной жизни, а не ритуалов:
– Ненавижу, презираю ваши праздники; собраний ваших не выношу. Пусть вы и приносите Мне всесожжения и хлебные приношения – Я не приму их. Пусть вы приносите лучших животных в жертву примирения – Я не одобрю их. Удалите от Меня шум ваших песен! Я не стану слушать мелодию ваших арф. Но пусть правосудие течёт как река, праведность – как непересыхающий поток!
Амос 5:21-24
Эта идея также встречается в других пророческих книгах, в частности, в книге Исайи и Иеремии, но концепция заключалась не в запрете израильского способа поклонения как такового (жертвоприношения), а в предупреждении о том, что ритуалы без праведной жизни и покаяния бесполезны. Завет между Богом и Израилем был моральным договором. Если Израиль не выполняет моральные обязательства, Бог имеет полное право расторгнуть договор.
Бог создал другие народы вместе с Израилем, который должен был стать праведным образцом для других. Народы согрешившие столкнутся с наказанием Бога так же как и израильтяне.
(Амос 9:1.) Видел я Господа стоящим над жертвенником, и Он сказал: ударь в притолоку над воротами, чтобы потряслись косяки, и обрушь их на головы всех их, остальных же из них Я поражу мечом: не убежит у них никто бегущий и не спасется из них никто, желающий спастись.
Этот последний элемент создал концепцию, известную как «праведный остаток». Идея заключалась в том, что всегда будет небольшая группа израильтян, которые не грешили, — они присоединятся к Богу, когда он откроет свое царство на земле.
Обличительная речь в экономической несправедливости адресована женщинам Самарии и правителям:
Слушайте это слово, вы, женщины Самарии, разжиревшие, как коровы Башана, вы, притесняющие бедных, угнетающие нищих и говорящие своим мужьям: «Принесите нам выпить!» Владыка Вечный поклялся Своей святостью: – Непременно настанет срок, когда крюками вас потащат, а тех, кто останется, – крючками рыболовными. Каждая из вас выйдет прямиком через проломы в стене и будет выброшена к Хармону (Амос 4: 1-2).
В адрес богатых и самодовольных Самарии и Сиона:
Вы возлежите на ложах из слоновой кости и нежитесь на диванах. Вы едите лучших ягнят, отобранных из отар, и молодых телят из стада. Вы играете на гуслях и упражняетесь на музыкальных инструментах, как Давид. Вы пьёте вино из чаш и употребляете самые лучшие притирания, но не горюете о бедствиях Иосифа. Поэтому вы будете среди первых, кто отправится в изгнание, и закончатся ваши празднования и нега.
Христианские толкования
В самых ранних христианских миссиях язычники (неевреи) хотели к ним присоединиться. На собрании, известном как Апостольский собор в Иерусалиме, Иаков принял решение о том, что язычники могут присоединиться к нему без участия лиц, определяющих этническую идентичность евреев (обрезание, диетические законы и соблюдение субботы). Согласно Евангелию от Луки в Деяниях, Иаков обосновал их принятия, процитировав видение Амоса о том, что произойдет, когда наступит Царство Божье:
В тот день Я восстановлю скинию Давида, падшую, заделаю трещины в ней, и разрушенное восстановлю, и устрою ее, как в дни древние, чтобы они овладели остатком Эдома и всеми народами, между которыми возвестится имя Мое. (Амос 9:11-12)
В то же время христианские авторы использовали прошлую критику евреев Амосом в своей полемике против современного иудаизма в целом.
В современном мире Амоса часто цитируют в критических статьях против продолжающейся социальной и экономической несправедливости. Мартин Лютер Кинг-младший (1929-1968) процитировал Амоса в своей речи «У меня есть мечта»: «Мы не будем удовлетворены, пока справедливость не потечет, как вода, а праведность — как могучий поток».
В апокрифическом труде «Жития пророков» утверждается, что Амос был убит сыном Амасии, священника Вефиля. Он был похоронен в Иудее. Амос был причислен к лику святых как в восточно-православной, так и в западной традициях.