Альтамира — пещера эпохи палеолита, расположенная в Сантильяна-дель-Мар (регион Кантабрия) на севере Испании, содержащая доисторические рисунки. Пещера была заселена на протяжении тысячелетий, и поэтому, помимо пещерного искусства эпохи палеолита, в ней сохранились остатки повседневной деятельности доисторического населения. Он был объявлен объектом всемирного наследия ЮНЕСКО в 1985 году.
В настоящее время пещера имеет длину 270 м. Археологические раскопки ведутся как внутри пещеры, так и снаружи, недалеко от входа. Пещеру можно разделить на три части:
- вход в пещеру
- большая комната или многоцветная (полихромная) комната
- галерея
Вход — это та часть, где раньше жили люди; археологи обнаружили там остатки костей животных, золу, оставшуюся от постоянных очагов, и кремневые орудия труда, такие как ножи, топоры и фрагменты кремня, что указывает на человеческую деятельность в этой части пещеры.
Учитывая тот факт, что археологи обнаружили эти находки в разных слоях отложений, то самое разумное предположить, что пещера была заселена в течение длительных периодов времени. Так называемую полихромную или большую комнату, окрашенную в разные цвета, можно найти во внутренней части пещеры, где нет естественного освещения. Вход и многоцветная комната образуют большой зал, но поскольку пещера представляет собой узкую галерею, в ней мало места для больших помещений, за исключением большой камеры. Конец пещеры представляет собой узкую галерею с труднодоступными местами, но в ней также есть картины и гравюры эпохи палеолита.
История пещеры
Пещера была обнаружена в 1868 году охотником Модесто Кубильясом, который рассказал о ней Марселино Санс де Саутуоле, знатному жителю региона. Однако Санс де Саутуола не посещал пещеру до 1875 года, а первые раскопки на этом месте начались только в 1879 году. Он нашел предметы, сделанные из кремня, кости и рога, а также красители, фауну и раковины, которые позволили датировать наскальные рисунки.
Эти работы проводились только у входа в пещеру. Саутуола опубликовал свои краткие заметки год спустя -«Заметки о некоторых доисторических объектах в регионе Сантандер». На момент открытия основные исследования по первобытной истории проводились во Франции учеными, которые не признали подлинность рисунков, поскольку на них отсутствовали те же узоры и особенности, характерные тем, что были в пещерах, изученных во Франции.
Санса де Саутуолу считали лжецом, и Альтамира была забыта. В 1902 году Эмиль Картальяк, французский учёный в области доисторической археологии, опубликовал статью: -«Покаяние скептика», и с этого момента пещера приобрела ключевую роль в международных доисторических исследованиях.
Позже, в 1903 году, Х. Алькальде дель Рио продолжил раскопки и обнаружил два последовательных культурных слоя, оба они относятся к периоду палеолита. Эти данные были подтверждены раскопками, проведенными Хуго Обермайером в 1924 и 1925 годах, а также Дж. Гонсалесом Эчегараем и Л. Г. Фрименом в 1980 и 1981 годах, где они обнаружили большую сложность археологического реестра. Исследования и датировка, сделанные в 2006 году, показали различные этапы заселения пещеры человеком. Было выделено восемь уровней, от среднего магдалинийского (15000-10000 лет до н.э.) до граветтианского (25000-20000 лет до н.э.).
Картины
Основываясь на археологических исследованиях, эксперты предполагают, что рисунки и гравюры на стенах пещеры были сделаны людьми, которые населяли пещеру в разные периоды. Большинство картин и гравюр Альтамиры, от изображения животных до изображения рук, расположены в полихромной комнате. Самые старые картины расположены справа от свода, и на них изображены лошади, изображения человеческих рук, абстрактные фигуры и ряд точек. В основном они нарисованы углем. Есть также «маски», созданные путем рисования глаз и рта на естественных контурах скальных стен, которые были датированы нижним магдалинийским периодом. Однако большинство картин этого периода изображают оленей.
Справа от свода мы можем найти 25 цветных изображений (в основном в красном и черном цветах): большие изображения лошадей, изображения бизонов и самки оленя размером более двух метров. Использованная техника рисования заключалась в том, чтобы выгравировать поверхность кремневым предметом, а затем раскрасить углем. Затем были добавлены красные или желтые цвета. Такие детали как волосы, были сделаны угольным карандашом, а такие элементы, как глаза или рога, были выгравированы. Хотя они могут показаться простыми фигурами, неровности и трещины на своде были специально использованы для придания животным объема.
В узкой галерее находится целый набор «масок», изображающих головы животных, например, оленей и бизонов. Используемая техника проста и в то же время удивительна. Художник воспользовался естественными контурами и перспективой, чтобы создать изображение головы животного с простыми элементами, такими как глаза и линии, представляющие рот или нос.
Альтамира сегодня
В настоящее время пещера Альтамира закрыта для посещения из-за проблем с сохранностью. Раньше вход в пещеру был завален, что создавало внутри стабильный климат, который обеспечил сохранность картин, но когда вход был открыт, воздух начал поступать снаружи и вызвал изменения влажности и температуры. Кроме того, в течение 20-го века внутри пещеры были построены стены и дорожки, чтобы принять сотни тысяч посетителей.
Все эти изменения повлияли на картины, а также на присутствие людей. В период с 1997 по 2001 год были приняты меры по контролю за состоянием пещеры. В 2002 году Национальный исследовательский совет Испании (CSIC) приступил к разработке исчерпывающего плана сохранения, а с 2011 года международный комитет экспертов изучает возможность предоставления доступа ограниченному числу посетителей без ущерба для сохранности картин.
Несмотря на то, что первоначальная пещера недоступна для посещения, археологические исследования и эксперты сделали возможным воссоздание пещеры, которую можно посетить, а также музей Альтамиры, в котором хранится постоянная коллекция предметов из Альтамиры и других окружающих пещер.