Поселение Барнхаус — это неолитическая деревня, расположенная в Антанессе, на Оркнейских островах в Шотландии. Деревня была заселена между 3300 и 2600 годами до нашей эры. Нынешнее название «Барнхаус» происходит от названия сельхозугодий, на которых деревня была обнаружена в 1984 году н.э. археологом доктором Колином Ричардсом.
Раскопки на этом месте начались в 1986 году, в результате чего были обнаружены десять каменных зданий, которые по дизайну и конструкции, хотя и не по стилю, соответствовали деревне Скара-Брей (ок. 3100 г. до н.э.) расположенной в 5 милях (8 км) к северо-западу. Только фундаменты этих зданий остались нетронутыми, поскольку деревня была преднамеренно разрушена, по-видимому, жителями, в 2600 году до н.э., а столетия сельскохозяйственной деятельности в этой местности привели к смещению многих незакрепленных камней.
Найденная на этом месте рифленая керамика еще больше связывает Барнхаус со Скара-Брей, а также с близлежащими стоячими камнями Стеннесса, где была обнаружена аналогичная керамика. На сегодняшний день раскопано и частично реконструировано пятнадцать зданий. В отличие от Скара-Брей, где дома были встроены в землю, строения, составляющие Барнхаус, были отдельно стоящими. Большинство из них представляют собой небольшие здания, которые, по-видимому, когда-то были жилыми домами, в то время как два больших сооружения, по-видимому, служили другим целям.
Барнхаус как церемониальное место
На этом месте также находится знаменитый монолит, известный как Камень Барнхауса, который расположен прямо у входа в Мейсхау (гробница коридорного типа эпохи неолита), в полумиле (800 м) к северо-востоку, и на таком же расстоянии от Стоячих камней Стеннесса, к северо-западу, образуя своего рода треугольник между тремя сооружениями. Считается, что камень Барнхаус играл важную роль в ритуалах, проводимых в этих местах, как и сама деревня.
Близость к огромному раскопанному комплексу в Несс-оф-Бродгар и другим объектам (Мэйсхау, Стоячих камней Стеннесса, Сторожевого камня и Кольца Бродгара), по-видимому, подтверждают четкую связь между всеми этими местами. Питер Флетт заметил в 1952 году н.э., что Камень Барнхауза выровнен со Сторожевым камнем, образуя прямую линия к центру Кольца Бродгара и указывает на восход солнца 1 мая, традиционную дату языческого «Шабаша Белтейна».
Здания деревни были построены по тому же принципу, что и в Скара-Брей, и многие из них имеют тот же дизайн с центральным очагом, каменной «мебелью». Однако два больших здания заметно отличаются по стилю и размеру и предполагают использование в качестве ритуальных общественных центров, а не жилых домов.
Все дома в Скара-Брей идентичны по своим характеристикам и размерам, и это было истолковано так, что община считала всех жителей деревни одинаково важными, и ни одному вождю или правящему классу не предоставлялись какие-либо особые условия. Эти два более крупных строения в Барнхаусе, видимо, считались местом чего-то или кого-то очень важного.
Поскольку поселение Барнхаус находится в непосредственной близости от многих других мест, явно обозначенных как церемониальные по своей природе, было высказано предположение, что более крупные сооружения были жилищами священнослужителей, которые совершали ритуалы, проводимые в Мейсхау, Стоячих камнях Стеннесса, Нессе Бродгара и Кольце Бродгара. Однако в равной степени возможно, что эти два сооружения сами по себе были церемониальными местами.
Строение Два и Строение Восемь
Оба больших здания археологи называют «Строение Два и Строение Восемь». Строение Два соответствует дизайну пирамиды из камней, в которой, как известно, проводились ритуалы, а Строение Восемь содержит своего рода алтарь, а также то, что, по-видимому, было подношениями. Одним из таких подношений, возможно, является Рифленый керамический горшок, содержащий четырнадцать кусочков кремня. Он был найденный рядом с очагом в Строении Восемь.
Поскольку кремень был редкостью на Оркнейских островах, горшок, содержащий четырнадцать конкреций этого камня, был бы очень ценным предметом и считался бы впечатляющей жертвой. Однако, сейчас нет способа определить, был ли кремень подношением или просто ценностью, которая хранилась у очага.
Второе строение могло быть домом одного или нескольких важных лиц, поскольку здание использовалось на протяжении всей жизни деревни. Однако некоторые особенности, такие как каменный гроб, наполненный человеческими костями, предполагают ритуальное использование. Эта помещение, перекрытое каменным треугольником, была расположена так, что любой, кто войдет в здание, должен был пройти через него. Кроме того, помещения Второго строения не соответствуют другим участкам (таким как в Скара-Брей), где были определены спальные помещения. Назначение и использование Строения Восемь (расположенного прямо напротив Строения Два) не менее загадочно.
Восьмое строение является самым большим зданием в деревне и построено, как и Мейсхау, на глиняной основе. Первоначально здание было покрыто крышей (как и все строения деревни) и содержало центральный очаг и каменный»комод», окруженный двумя большими камнями.
Планировка интерьера, особенно длинный проход между входом, очагом и комодом, предполагает определенное ритуальное использование. Было высказано предположение, что это здание представляет собой сдвиг в понимании религии, поскольку парадигма служб изменилась с церемоний на открытом воздухе, в которых участвовала вся община, на закрытые ритуалы, которые были только для посвященных.
Эта теория, по-видимому, частично основывается на датировке Стоячих камней Стеннесса, где, как известно, проводились ритуалы под открытым небом, ранее 3000 г. до н.э. Поэтому утверждалось, что Восьмое строение было еще одним церемониальным сооружением, которое составляло часть того, что сейчас рассматривается как комплекс, простирающийся от Барнхауса через участки, ведущие к Кольцу Бродгара, и не является свидетельством изменения религиозного понимания. Свидетельства жертвоприношений у очага в Строении Восемь и гробница с костями во Втором Строении подтверждают теорию о том, что эти здания использовались для общения с умершими, поминовения или почитания их, и это, по-видимому, согласуется с находками в Нессе Бродгар.
Заброшенный Барнхаус
Вполне обосновано считать, что поселение Барнхаус (включая Строение Два) и Стоячие камни Стеннесса использовались в одно и то же время, но следует отметить, что Строение Восемь было построено позже, чем остальная часть деревни (около 2600 г. до н.э.) и, фактически, после того, как деревня была заброшена и целенаправленно уничтожено.
Данные свидетельствуют о том, что все здания были одновременно снесены где-то около 2600 г. до н.э. в то же время была возведено Восьмое Строение, и это еще больше укрепило теорию о резких изменениях в религиозном понимании и практике, относящихся к этому времени.
Существование «блокирующего камня» во входном проходе в Мейсхау было истолковано как свидетельство того, что закрытые ритуалы, возможно, проводились и в этом месте. Однако, поскольку до сих пор не было найдено никаких определенных доказательств, полностью подтверждающих эту теорию, она должна оставаться гипотезой. Когда-то Скара-Брей считался уникальным, пока не был обнаружен Барнхаус, а Восьмое Строение было самым большим крытым зданием эпохи неолита, обнаруженным до недавнего открытия Десятого Строения в Несс-оф-Бродгар. Раскопки на этом месте уже изменили представление о других близлежащих объектах, и археологи уверены, что продолжение работ позволит выявить еще много важных находок, которые еще больше прояснят то, что сейчас остается загадочным.