Пещера Шове

3
(2)

Пещера Шове (также известная как пещера Шове-Пон-д’Арк) — пещера эпохи палеолита, расположенная недалеко от Вальон-Пон-д’Арк в регионе Ардеш на юге Франции, в которой находятся безупречно сохранившиеся образцы доисторического искусства. Рисунки в пещере Шове были созданы в период от 33000 до 30000 лет назад.  Внутренние стены пещеры украшают многочисленные изображения животных – как нарисованные, так и выгравированные. Возраст пещерных рисунков и художественное мастерство, с котором они были выполнены, заставили нас пересмотреть историю искусства, а также возможности людей, живших в то время. Пещере был присвоен статус Всемирного наследия ЮНЕСКО.

пещера Шове

Открытие

18 декабря 1994 г. Спелеологи Жан-Мари Шове и двое его друзей Элиетт Брюнель и Кристиан Хиллер, исследовали местность на левом берегу реки Ардеш, недалеко от Пон-д’Арк. Легкий поток воздуха, исходящий отверстия в скальном грунте, говорил о возможном существовании подземных пещер. Пробравшись внутрь и двигаясь по проходам, они обнаружили небольшие следы красной охры, а затем были поражены сотнями картин и гравюр.

Пещера Шове была заселена людьми, по крайней мере, в течение двух периодов: первый период с 37 500 до 33 500 лет назад, а второй период с 32 000 до 27 000 лет назад. Около 80% зарегистрированных следов прибывания человека приходится на отметку в 32 000 лет, что соответствует среднему возрасту картин и гравюр и относится к ориньякскому периоду. Оставшиеся следы заселения относятся примерно к 27 000-летней давности, что связано с последующим граветтианским периодом. Сейчас считается, что пещера Шове была полностью закрыта для посетителей из-за обрушения входа, в период от 21 000 лет назад и вплоть до своего открытия в 1994 году н.э.

Таким образом, художники этой пещеры принадлежали к ориньякской культуре (43—28 тысячелетия до н. э.), первой культуре позднего (или верхнего) палеолита в Европе, который начался, когда современные люди впервые прибыли в Европу около 40 000 лет назад. Эти люди были охотниками-собирателями, чьей добычей были преимущественно северные олени, лошади, бизоны и зубры, Они так же сталкивались с конкуренцией со стороны хищников, таких как пещерные медведи и пещерные львы, пантеры и волки. Ориньякцы использовали не малый арсенал инструментов, делали личные украшения, фигурное искусство и даже музыкальные инструменты. Таким образом, они демонстрируют полный набор того, что мы называем полностью современным поведением.

В пещере были найдены очаги и, что интересно, у этих очагов было дополнительное, не бытовое назначение — они использовались их для производства древесного угля, который был частью инструментария художников.

В распоряжении художников были факелы, которые отбрасывали тусклые, мерцающие тени в кромешной тьме пещеры. Для рисования использовалась черная краска, изготовленную из древесного угля или двуокиси марганца, и красная краска, изготовленная из гематита. Краска наносилась либо кистями, либо пальцами. Кусочки древесного угля использовались в качестве карандашей. Ещё одним способом рисования было нанесение краски на стену пещеры, после чего она растиралась рукой или куском шкуры.  Пещера Шове выделяется тем, что здесь стены подготавливали к предстоящим покрасочным работам, предварительно очищая их.

Шове
Жан Мари Шове

В пещере Шове представлены сотни картин и гравюр, начиная от геометрических форм, красных точек на стенах, отпечатков рук и более 420 изображений животных. В основном это животные, на которых не охотились, такие как львы, носороги и медведи.

«Мода» на изображение тех или иных животных менялась со временем и начиная с последующего граветтского периода, как правило, основное внимание уделялось хищным животным. Шове также выделяется использованием сложных техник, таких как гравировка и изображение перспективы, которые не так широко представлены в доисторическом наскальном искусстве. Есть теория, что у этих людей эпохи могла быть какая-то шаманская религия, в которой искусство играло определенную роль.

Первые картины

Некоторые из первых картин, на которые можно наткнуться, войдя в пещеру, — это три пещерных медведя, нарисованные красной краской в небольшом углублении. Художник умело использовал рельеф стены, чтобы сформировать плечи самого большого медведя, а также прорисовал морду, очертания головы и передних конечностей, придав композиции большую глубину. В этой части пещеры преобладает красный цвет. Здесь же находится рисунок, представляющий собой композицию из скоплений больших красных точек, расположенных в боковой камере.

скоплений больших красных точек

 Чуть дальше есть несколько загадочных изображений, опять же красного цвета, с геометрическими элементами, которые трудно идентифицировать; они могут быть символическими знаками или изображениями животных (возможно, бабочки или птицы с расправленными крыльями(?)). За ней находится большой участок стены с рисунками, простирающаяся более чем на двенадцать метров. Здесь изображены отпечатки рук, геометрические знаки и животные, такие как львы и носороги.

Вторая часть пещеры

Первую и вторую часть пещеры разделяет зал без рисунков на стенах. Во второй части пещеры рисунки преимущественно чёрного цвета.

Расположенная здесь камера Хиллера изобилует гравюрами, украшающими большие висячие скалы. Одна из них — замечательная длинноухая сова. Сова изображена так, что её голова смотрит на зрителя, в то время как ее тело видно со спины. Художник изобразил поворот головы на 180 градусов.

гравюра
Гравюра совы из пещеры Шове (копия)

Далее видны лошади и некоторые другие животные, на этот раз нарисованные углем на так называемой «панели лошадей». Около 20 животных изображены в уникальной натуралистической сцене, которая редко встречается в искусстве эпохи палеолита, и это составляет одну из главных частей пещеры Шове. В центре внимания находятся четыре лошадиные головы, но по-настоящему привлекают внимание два носорога, которые стоят лицом к лицу, скрестив рога, противостоя друг другу точно так же, как самцы носорогов сражаются в дикой природе.

пещера Шове

Здесь же обнаружен череп пещерного медведя, который покоится на вершине большого известнякового блока.

череп пещерного медведя в пещере Шове

Дальняя камера так богато украшена, что вы не знаете, куда смотреть. Первым большим рисунком является панно с изображением девяти львов, одного северного оленя и семнадцати носорогов. Композиция выполнена углем и имеет пространственную перспективу.

Справа от центральной ниши панно со львами составляет еще одну уникальную сцену в искусстве эпохи палеолита. На главной сцене изображен прайд из 16 львов (обозначенный в основном только их головами), преследующих группу из семи бизонов. 

пещера Шове
25 апреля 2015 года точная копия пещеры — Caverne du Pont d’Arc — была открыта для посетителей вблизи города Валлон-Пон-д’Арк. Создание точной копии пещеры потребовало несколько лет труда художников, инженеров, скульпторов и обошлось в 55 миллионов евро. При помощи новейших технологий специалисты смогли в точности воспроизвести рисунки из оригинальной пещеры Шове. (Вики)

Источник

Была ли публикация интересна?

Нажмите на звезду, чтобы оценить!

Средняя оценка 3 / 5. Количество оценок: 2

Оценок пока нет. Поставьте оценку первым.