Пещера Шове (также известная как пещера Шове-Пон-д’Арк) — пещера эпохи палеолита, расположенная недалеко от Вальон-Пон-д’Арк в регионе Ардеш на юге Франции, в которой находятся безупречно сохранившиеся образцы доисторического искусства. Рисунки в пещере Шове были созданы в период от 33000 до 30000 лет назад. Внутренние стены пещеры украшают многочисленные изображения животных – как нарисованные, так и выгравированные. Возраст пещерных рисунков и художественное мастерство, с котором они были выполнены, заставили нас пересмотреть историю искусства, а также возможности людей, живших в то время. Пещере был присвоен статус Всемирного наследия ЮНЕСКО.
Открытие
18 декабря 1994 г. Спелеологи Жан-Мари Шове и двое его друзей Элиетт Брюнель и Кристиан Хиллер, исследовали местность на левом берегу реки Ардеш, недалеко от Пон-д’Арк. Легкий поток воздуха, исходящий отверстия в скальном грунте, говорил о возможном существовании подземных пещер. Пробравшись внутрь и двигаясь по проходам, они обнаружили небольшие следы красной охры, а затем были поражены сотнями картин и гравюр.
Пещера Шове была заселена людьми, по крайней мере, в течение двух периодов: первый период с 37 500 до 33 500 лет назад, а второй период с 32 000 до 27 000 лет назад. Около 80% зарегистрированных следов прибывания человека приходится на отметку в 32 000 лет, что соответствует среднему возрасту картин и гравюр и относится к ориньякскому периоду. Оставшиеся следы заселения относятся примерно к 27 000-летней давности, что связано с последующим граветтианским периодом. Сейчас считается, что пещера Шове была полностью закрыта для посетителей из-за обрушения входа, в период от 21 000 лет назад и вплоть до своего открытия в 1994 году н.э.
Таким образом, художники этой пещеры принадлежали к ориньякской культуре (43—28 тысячелетия до н. э.), первой культуре позднего (или верхнего) палеолита в Европе, который начался, когда современные люди впервые прибыли в Европу около 40 000 лет назад. Эти люди были охотниками-собирателями, чьей добычей были преимущественно северные олени, лошади, бизоны и зубры, Они так же сталкивались с конкуренцией со стороны хищников, таких как пещерные медведи и пещерные львы, пантеры и волки. Ориньякцы использовали не малый арсенал инструментов, делали личные украшения, фигурное искусство и даже музыкальные инструменты. Таким образом, они демонстрируют полный набор того, что мы называем полностью современным поведением.
В пещере были найдены очаги и, что интересно, у этих очагов было дополнительное, не бытовое назначение — они использовались их для производства древесного угля, который был частью инструментария художников.
В распоряжении художников были факелы, которые отбрасывали тусклые, мерцающие тени в кромешной тьме пещеры. Для рисования использовалась черная краска, изготовленную из древесного угля или двуокиси марганца, и красная краска, изготовленная из гематита. Краска наносилась либо кистями, либо пальцами. Кусочки древесного угля использовались в качестве карандашей. Ещё одним способом рисования было нанесение краски на стену пещеры, после чего она растиралась рукой или куском шкуры. Пещера Шове выделяется тем, что здесь стены подготавливали к предстоящим покрасочным работам, предварительно очищая их.
В пещере Шове представлены сотни картин и гравюр, начиная от геометрических форм, красных точек на стенах, отпечатков рук и более 420 изображений животных. В основном это животные, на которых не охотились, такие как львы, носороги и медведи.
«Мода» на изображение тех или иных животных менялась со временем и начиная с последующего граветтского периода, как правило, основное внимание уделялось хищным животным. Шове также выделяется использованием сложных техник, таких как гравировка и изображение перспективы, которые не так широко представлены в доисторическом наскальном искусстве. Есть теория, что у этих людей эпохи могла быть какая-то шаманская религия, в которой искусство играло определенную роль.
Первые картины
Некоторые из первых картин, на которые можно наткнуться, войдя в пещеру, — это три пещерных медведя, нарисованные красной краской в небольшом углублении. Художник умело использовал рельеф стены, чтобы сформировать плечи самого большого медведя, а также прорисовал морду, очертания головы и передних конечностей, придав композиции большую глубину. В этой части пещеры преобладает красный цвет. Здесь же находится рисунок, представляющий собой композицию из скоплений больших красных точек, расположенных в боковой камере.
Чуть дальше есть несколько загадочных изображений, опять же красного цвета, с геометрическими элементами, которые трудно идентифицировать; они могут быть символическими знаками или изображениями животных (возможно, бабочки или птицы с расправленными крыльями(?)). За ней находится большой участок стены с рисунками, простирающаяся более чем на двенадцать метров. Здесь изображены отпечатки рук, геометрические знаки и животные, такие как львы и носороги.
Вторая часть пещеры
Первую и вторую часть пещеры разделяет зал без рисунков на стенах. Во второй части пещеры рисунки преимущественно чёрного цвета.
Расположенная здесь камера Хиллера изобилует гравюрами, украшающими большие висячие скалы. Одна из них — замечательная длинноухая сова. Сова изображена так, что её голова смотрит на зрителя, в то время как ее тело видно со спины. Художник изобразил поворот головы на 180 градусов.
Далее видны лошади и некоторые другие животные, на этот раз нарисованные углем на так называемой «панели лошадей». Около 20 животных изображены в уникальной натуралистической сцене, которая редко встречается в искусстве эпохи палеолита, и это составляет одну из главных частей пещеры Шове. В центре внимания находятся четыре лошадиные головы, но по-настоящему привлекают внимание два носорога, которые стоят лицом к лицу, скрестив рога, противостоя друг другу точно так же, как самцы носорогов сражаются в дикой природе.
Здесь же обнаружен череп пещерного медведя, который покоится на вершине большого известнякового блока.
Дальняя камера так богато украшена, что вы не знаете, куда смотреть. Первым большим рисунком является панно с изображением девяти львов, одного северного оленя и семнадцати носорогов. Композиция выполнена углем и имеет пространственную перспективу.
Справа от центральной ниши панно со львами составляет еще одну уникальную сцену в искусстве эпохи палеолита. На главной сцене изображен прайд из 16 львов (обозначенный в основном только их головами), преследующих группу из семи бизонов.
25 апреля 2015 года точная копия пещеры — Caverne du Pont d’Arc — была открыта для посетителей вблизи города Валлон-Пон-д’Арк. Создание точной копии пещеры потребовало несколько лет труда художников, инженеров, скульпторов и обошлось в 55 миллионов евро. При помощи новейших технологий специалисты смогли в точности воспроизвести рисунки из оригинальной пещеры Шове. (Вики)